Система мониторинга качества дошкольного образования
Цели мониторинга качества дошкольного образования
Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Октябрьском районе выделены цели по следующим направлениям:
- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия);
- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.
Обоснование выделения целей по направлениям
Необходимость выделения цели по направлению «Совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования» обусловлена тем, что пункт 1.7, раздела I ФГОС ДО является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
В разделе II ФГОС ДО определены требования к структуре Программы и ее объему. Определение соответствия Программы требованиям ФГОС ДО позволяет оценить полноту и системность организации образовательного процесса в ДОУ.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)» обусловлено требованиями пункта 2.6. раздела II ФГОС ДО.
Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально—коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОУ» обусловлена статьей 5 «Закона об образовании в РФ» и пунктом 1.3. раздела 1 требований ФГОС ДО.
Оценка качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ позволит прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению качественного дошкольного образования для детей с OB3 и детей-инвалидов.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)» обусловлена включением их (условий) в ФГОС ДО.
Оценка данных направления позволит судить о реализации раздела III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и конкретизировать содержание управленческих решений по кадровой политике, по развитию методической службы, обеспечивающей совершенствование психолого-педагогических условий в ДОУ, по оснащению образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Выделение цели по направлению «Совершенствование качества по взаимодействию с семьей» (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами индивидуальная поддержка развития детей в семье) обусловлена необходимостью выполнения статьи 44 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021) раздела I, пункта 3.1. раздела III требований ФГОС ДО.
Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОУ с семьей.
Необходимость выделения цели по направлению «Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу» обусловлена статьей 41 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021), требованиями ФГОС ДО.
Оценка условий по данному направлению позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в ДОУ.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества управления в ДОУ» обусловлена статьями 28, 30, 86, 90, 95, 97 «Закона об образовании в РФ», требованиями ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по повышению качества управления в ДОУ.
Муниципальными показателями, характеризующими качество образовательных программ дошкольного образования, являются:
1. Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОУ (далее - ООП ДО).
2. Соответствие ООП ДО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования.
3. Наличие рабочих программ в ДОУ.
4. Наличие в рабочих программах ДОУ содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
5. Наличие ДОУ, реализующих AOП ДО;
6. Соответствие AOП ДО требованиям ФГОС ДО.
Качество образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
Кадровые условия.
В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:
1. Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами;
2. Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации;
3. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности);
4. Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОУ;
5. Наличие у руководителя ДОУ требуемого профессионального образования.
6. Нагрузка на педагогов.
Развивающая предметно-пространственная среда.
В качестве муниципальных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее - PППC) в ДОУ, оцениваются соответствие PППC пункту 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования:
1. Содержательная насыщенность среды.
2. Трансформируемость пространства.
3. Полифункциональность материалов.
4. Вариативность среды.
5. Доступность среды.
6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды
Психолого-педагогические условия.
В качестве показателей, характеризующих психолого - педагогические условия в ДОУ, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:
1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.
2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Показатель «Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)».
Качество взаимодействия ДОУ с семьей определяется по следующим составляющим:
1. Наличие нормативных правовых документов, регламентирующих взаимодействие с семьей.
2. Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОУ с семьей.
3. Удовлетворённость семьи образовательными услугами.
4. Индивидуальная поддержка развития детей в семье.
Обеспеченность здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.
Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу оценивается по следующим показателям:
1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОУ.
3. Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ (далее - BCOKO).
4. Наличие Программы развития ДОУ.
Методы сбора и обработки информации
Ø На уровне ДОУ могут быть использованы: структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе с использованием оценочных шкал; экспертная оценка образовательных условий ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в BCOKO, разработанной и реализуемой в ДОУ.
Ø На муниципальном уровне могут быть использованы:
изучение открытых источников информации о деятельности ДОУ (официальные сайты ДОУ);
изучение информации о ДОУ, полученной по запросу отдела образования Администрации Октябрьского района.
Отдел образования Администрации Октябрьского район (далее - отдел образования) изучает информацию, предоставленную каждым ДОУ. Каждый показатель оценивается, используя информацию из раздела «Показатели оценки качества дошкольного образования». По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОУ, заполняются таблицы, в которых отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе.
Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях в районе и выделить особенности качества дошкольного образования. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).
Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в Октябрьском районе. Результаты мониторинга качества дошкольного образования Октябрьского района оформляются в виде заключения (аналитического отчета), утверждаются приказом отдела образования и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.
Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования
По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском районе составляется аналитический отчет.
Адресные рекомендации
Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:
- отдельным ДОУ Октябрьского района;
- группам ДОУ, схожим по каким-либо направлениям (ОВЗ, и т.д.)
Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствование качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.
Меры, мероприятия по результатам мониторинга качества дошкольного образования
Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования Октябрьского района. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей муниципальной системы, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.
Мероприятия по итогам МКДО приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "
Управленческие решения
Принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования муниципального округа:
- разработана муниципальная система оценки качества,
- совершенствование нормативно-правовых актов в части реализации системы оценки качества дошкольного образования
Приложение Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №1 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "
Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №2 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "
Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение № 3 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "
Анализ эффективности принятых мер
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности реализации комплекса мер и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей для дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района.
Приложение приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "
1. Качество образовательных программ дошкольного образования
Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО
Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования
2. Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
Наличие рабочих программ в ДОО
Наличие в рабочих программах педагогов ДОО содержания по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
3.1 Кадры
Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами
Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей)
Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников
Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников
Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО
Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)
Нагрузка на педагогов
3.2 Развивающая предметно-пространственная среда
Содержательная-насыщенность среды
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность предметно-пространственной среды
3.3 Психолого-педагогические условия
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки
поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
4. Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО
Наличие ДОО, реализующих адаптированные основные образовательные программы
Соответствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных и утвержденных в ДОО, требованиям ФГОС ДО
5. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)
5.1 Участие семьи в образовательной деятельности
Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей
Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей
Количество родителей (законных представителей) воспитанников ДОО принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер-классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.)
5.2 Удовлетворённость семьи образовательными услугами
Изучение удовлетворенности семьи образовательными услугами
5.3 Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Наличие разнообразных форм поддержки развития ребенка в семье (с учетом ее специфики)
6. Обеспечение здоровья, безопасности, качество услуг по присмотру и уходу
Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Обеспечение комплексной безопасности в ДОО
Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми
7. Повышение качества управления в ДОО
Наличие у руководителя требуемого профессионального образования
Разработана и функционирует ВСОКО
Наличие программы развития ДОО