Отдел образования Октябрьского района



Система мониторинга качества дошкольного образования

 

Система мониторинга качества дошкольного образования

Цели мониторинга качества дошкольного образования

Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.

Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Октябрьском районе выделены цели по следующим направлениям:

- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;

- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия);

- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);

- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.

Обоснование выделения целей по направлениям

Необходимость выделения цели по направлению «Совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования» обусловлена тем, что пункт 1.7, раздела I ФГОС ДО является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

В разделе II ФГОС ДО определены требования к структуре Программы и ее объему. Определение соответствия Программы требованиям ФГОС ДО позволяет оценить полноту и системность организации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)» обусловлено требованиями пункта 2.6. раздела II ФГОС ДО.

Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально—коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОУ» обусловлена статьей 5 «Закона об образовании в РФ» и пунктом 1.3. раздела 1 требований ФГОС ДО.

Оценка качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ позволит прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению качественного дошкольного образования для детей с OB3 и детей-инвалидов.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)» обусловлена включением их (условий) в ФГОС ДО.

Оценка данных направления позволит судить о реализации раздела III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и конкретизировать содержание управленческих решений по кадровой политике, по развитию методической службы, обеспечивающей совершенствование психолого-педагогических условий в ДОУ, по оснащению образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Выделение цели по направлению «Совершенствование качества по взаимодействию с семьей» (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами индивидуальная поддержка развития детей в семье) обусловлена необходимостью выполнения статьи 44 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021) раздела I, пункта 3.1. раздела III требований ФГОС ДО.

Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОУ с семьей.

Необходимость выделения цели по направлению «Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу» обусловлена статьей 41 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021), требованиями ФГОС ДО.

Оценка условий по данному направлению позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в ДОУ.

Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества управления в ДОУ» обусловлена статьями 28, 30, 86, 90, 95, 97 «Закона об образовании в РФ», требованиями ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по повышению качества управления в ДОУ.

Муниципальными показателями, характеризующими качество образовательных программ дошкольного образования, являются:

1. Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОУ (далее - ООП ДО).

2. Соответствие ООП ДО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования.

3. Наличие рабочих программ в ДОУ.

4. Наличие в рабочих программах ДОУ содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. Наличие ДОУ, реализующих AOП ДО;

6. Соответствие AOП ДО требованиям ФГОС ДО.

Качество образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).

Кадровые условия.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:

1. Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами;

2. Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации;

3. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности);

4. Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОУ;

5. Наличие у руководителя ДОУ требуемого профессионального образования.

6. Нагрузка на педагогов.

Развивающая предметно-пространственная среда.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее - PППC) в ДОУ, оцениваются соответствие PППC пункту 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования:

1. Содержательная насыщенность среды.

2. Трансформируемость пространства.

3. Полифункциональность материалов.

4. Вариативность среды.

5. Доступность среды.

6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды

Психолого-педагогические условия.

В качестве показателей, характеризующих психолого - педагогические условия в ДОУ, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.

2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Показатель «Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)».

Качество взаимодействия ДОУ с семьей определяется по следующим составляющим:

1. Наличие нормативных правовых документов, регламентирующих взаимодействие с семьей.

2. Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОУ с семьей.

3. Удовлетворённость семьи образовательными услугами.

4. Индивидуальная поддержка развития детей в семье.

Обеспеченность здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.

Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу оценивается по следующим показателям:

1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОУ.

3. Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ (далее - BCOKO).

4. Наличие Программы развития ДОУ.

Методы сбора и обработки информации

Ø  На уровне ДОУ могут быть использованы: структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе с использованием оценочных шкал; экспертная оценка образовательных условий ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).

Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в BCOKO, разработанной и реализуемой в ДОУ.

Ø  На муниципальном уровне могут быть использованы:

изучение открытых источников информации о деятельности ДОУ (официальные сайты ДОУ);

изучение информации о ДОУ, полученной по запросу отдела образования  Администрации Октябрьского района.

Отдел образования  Администрации Октябрьского район (далее - отдел образования) изучает информацию, предоставленную каждым ДОУ. Каждый показатель оценивается, используя информацию из раздела «Показатели оценки качества дошкольного образования». По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОУ, заполняются таблицы, в которых отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе.

Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях в районе и выделить особенности качества дошкольного образования. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).

Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в Октябрьском районе. Результаты мониторинга качества дошкольного образования Октябрьского района оформляются в виде заключения (аналитического отчета), утверждаются приказом отдела образования и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.

Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования

По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском районе составляется аналитический отчет.

Аналитический отчет  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Адресные рекомендации

Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:

- отдельным ДОУ Октябрьского района;

- группам ДОУ, схожим по каким-либо направлениям (ОВЗ, и т.д.)

Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствование качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.

Адресные рекомендации приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Меры, мероприятия по результатам мониторинга качества дошкольного образования

Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования Октябрьского района. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей муниципальной системы, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.

Мероприятия по итогам МКДО  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года  № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Управленческие решения

Принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования муниципального округа:

- разработана муниципальная система оценки качества,

- совершенствование нормативно-правовых актов  в части реализации системы оценки качества дошкольного образования

Приложение Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №1 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №2 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение № 3 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение   приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение Сводная таблица результатов мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском (с) районе. Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Анализ эффективности принятых мер

Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности реализации комплекса мер и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся.

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей для дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района.

Приложение  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 01 июля 2021 года  № 422 " О принятии мер по итогам анализа мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приказ  отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года     № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Концепция  Муниципальная программа МКДО (Октябрьский район). Приложение №1 Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года      № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Критерии показателей качества дошкольного образования  в Октябрьском районе. Приложение №1 к муниципальной программе МПМКДО.  Приказ  отдела образования Администрации Октябрьского района от 28 мая 2021 года     № 343 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Аналитический отчет  приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "

Приложение Сводная таблица результатов мониторинга качества дошкольного образования в Октябрьском (с) районе. Приказ отдела образования Администрации Октябрьского района от 18 июня 2021 года № 384 "Об утверждении итогов проведения мониторинга оценки качества дошкольного образования в Октябрьском районе в 2021 году "






Постоянная ссылка: http://www.obr-octob.ru/activity/ocenka/mondo/mondo_615.html