Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
· создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;
· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
· личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
· признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.