5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И,во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте были предусмотрены несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
При этом проект способствует внедрению новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привнес значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направлялись непосредственно в образовательные учреждения, что способствовало развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
– Поощрение лучших учителей Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получали денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб., а начиная с 2010 года - в размере 200тыс. руб.
– Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. С 2006 по 2008 год 9 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получили государственную поддержку в размере 1 млн. руб. каждая.
– Информатизация образования. До 2008 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получили качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.
– Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы осуществлена поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, русского языка и литературы, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски).
– Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения закупка школьных автобусов проводилась за счет средств федерального и региональных бюджетов.
– Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В рамках этого направления на конкурсной основе государственная поддержка оказана инновационным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).
Каждое из учреждений-победителей получило от 20 до 30 млн руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно смогло привлечь.
Успешная реализация национального проекта позволила обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования, а также эффективно содействует становлению институтов гражданского общества.